Три кита гештальта стимулов PSYNTEC

Автор: Яков Бондаренко.

Термин «гештальт» (нем. gestalt – структура, образ, целостная форма) относится к представлениям Г. фон Эренфельсом (1890) об особом «качестве формы», привносимом сознанием в восприятие элементов сложного пространственного образа.

В свете законов гештальта, построение «прегнантной формы» (прегнантность от лат. praegnans – содержательный, богатый) достигается новизной графического оформления стимулов PSYNTEC, которая заключается в следующем:

1. Форма стимулов зрительно уравновешена

Стимулы имеют симметричную геометрическую форму, названную «Круго-квадрат».

стимул PSYNTEC

Из физики известно, что электричество имеет большую напряженность на остроугольных выступах поверхностей. Зрительные образы обрабатываются мозгом как зоны возбуждения-торможения, основанные на взаимодействии разнопотенциальных электрических сигналов. Поэтому к процессу восприятия применимы законы взаимодействия заряженных частиц. Так, из исследований по изучению семантического восприятия геометрических фигур известно, что максимальное возбуждение (зон мозга) вызывает фигура треугольник. А круг и квадрат вызывают успокаивающее и стабилизирующее воздействия соответственно.

Еще одной «зрительной неприятностью» – следствием динамического взаимодействия активированных зон мозга, является «Эффект мерцания» – зрительная иллюзия затемнения, неизбежно возникающая в узлах сопряжения четырех стимулов. Дугообразные грани круго-квадратов образуют тупые углы, что подавляет зрительную иллюзию мерцания. Таким образом, симметричная круго-квадратная геометрическая форма стимулов PSYNTEC обеспечивает комфортные условия для зрительного восприятия цвета.

2. Восприятие цветов стимулов стабилизировано

Стимулы имеют двойную окантовку – внешняя окантовка черная, внутренняя – белая. Известно, что любой цвет воспринимаются исключительно в зависимости от окружающих цветов. Поэтому, когда в поле зрения одновременно находятся края цветового диапазона – черный и белый цвета и собственно цвет стимула, то восприятие цвета стимула стабилизируются – он постоянно сравнивается не с ближайшими разными цветами, а с ближайшими постоянными. Черно-белая окантовка цветных стимулов как бы прерывает процесс сравнения близлежащих цветов при котором изменяются – «плывут» параметры наблюдаемого цвета. Таким образом, двойная окантовка стимулов PSYNTEC повышается точность оценки воспринимаемого стимула за счет стабилизации процесса зрительного восприятия.

3. Формоцветные фигуры «оторваны» от фона

С понятием гештальта тесно связано различение фигуры и фона. В этом плане, двойная окантовка формоцветных стимулов PSYNTEC с максимально возможным яркостным контрастом создает наилучшие условия для восприятия фигур-стимулов «оторванными» от фона.

Такое формоцветное графическое оформление стимулов PSYNTEC в диагностической практике применено впервые.

 

    Читать похожие материалы